Перевалом называют участок горного хребта или целой горной гряды, где понижение высоты позволяет проложить максимально удобный путь с одного склона на противоположный (чтобы «перевалить через гору»). Кату-Ярык перевалом вовсе не является, это спуск с Улаганского нагорья в долину реки Чулышман. Крутой, опасный, но спуск, вовсе не перевал. Его называют так больше из-за смысловой составляющей. Из-за того, за что древние алтайцы неизменно устанавливали в самой высокой точке перевала туры из камней или украшали лентами дерево-обо, обязательно останавливались и проводили обряды благодарности духу-хранителю. В благодарность за то, что помог и позволил преодолеть сложный участок пути. И в этом смысле равных Кату-Ярыку не найти, по крайней мере из перевалов автомобильных!

katuiaryk 04

Перевал Кату-Ярык сегодня – это горный серпантин протяженностью около 3800 метров, включающий в себя 9 «витков». Верхняя точка (у смотровой площадки) находится на высоте около 1200 метров, нижняя (у поворота к базам в долине Чулышмана) – около 680 метров над уровнем моря. Общий угол наклона составляет 630, средний угол уклона дорожного покрытия – 100. На грунтовом покрытии дороги часто встречаются камни, преодолеть Кату-Ярык по силам только опытным водителям, да и автомобиль должен иметь высокую степень проходимости. Техника безопасности предписывает при перевозке туристических групп высаживать людей перед перевалом, люди преодолевают его пешком.

Мы обязательно расскажем, чем интересен перевал Кату-Ярык и почему тысячи путешественников приезжают сюда каждый год. Но для начала отдадим дань его истинному предназначению. Ведь для 2000 жителей Улаганского района Республики Алтай, населяющих села вблизи южного побережья Телецкого озера, это часть единственного автомобильного пути, соединяющего их с миром, своеобразная «дорога жизни».

katuiaryk 04

Перевал Кату-Ярык в Горном Алтае

В переводе с алтайского Кату-Ярык – «ущелье, твердая трещина», прежнее название этого места Дел-Оозы («длинный путь»). Вплоть до первой половины 20 века местные жители пользовались только двумя способами добраться до цивилизации, водным – по Телецкому озеру, и конной тропой – по долине Чулышмана с крутым подъемом на Улаганское плато. Конная тропа проходила чуть севернее современного перевала Кату-Ярык, в 2011 году там начались изыскания для строительства новой дороги, но в данный момент работы приостановлены.

Первая попытка создания «проезжаемого» пути в Чулышманскую долину принадлежит военнослужащим небольшой заставы в урочище Элузы, они пытались сделать санный спуск (для лошадей, запряженных санями) и выбрали для него место чуть в стороне от существующей тропы. Именно они проложили путь до первого поворота современного перевала, но в 1941 году, с началом войны, работы прекратились.

katuiaryk 04

Следующего этапа строительства пришлось ждать долго, лишь в конце 80-х годов по инициативе директора колхоза «Советский Алтай» Арсентия Санаа к продолжению начатого военными спуска приступили трое бульдозеристов, Аркадий Уханов, его сын Анатолий и племянник Виктор. Ни интереса, ни помощи со стороны власти проект не имел, работы велись исключительно силами совхоза. Конечно, без должного финансирования и обеспечения техникой (встречавшиеся на пути камни необходимо было взрывать) они шли тяжело и очень медленно. Люди жили в войлочных юртах не вершине перевала, сами возили себе продукты, имея возможность работать только в теплый летний период. Лишь пройдя 5 поворотов они дождались поддержки со стороны правительства, сначала был утвержден проект дороги, затем начали поступать средства, на помощь приехали взрывотехники. К осени 1988 года был закончен перевал Кату-Ярык, за следующий летний сезон Ухановы проложили дорогу до села Коо (все те же бульдозеры расчищали путь от камней и скал). В октябре 1989 года автомобильная дорога Кату-Ярык – Балыкча была официально введена в эксплуатацию. Своеобразным ее открытием был проезд колонны УАЗов, которые везли в Балыкчу песок, строительные материалы и дрова. У людей появилась «Дорога жизни».

katuiaryk 04

В 2017 году на вершине перевала Кату-Ярык установили памятный знак, посвященный его строителям.

Перевал Кату-Ярык: как добраться

Оптимальный путь начинается в селе Акташ (788-й км Чуйского тракта) и проходит мимо села Улаган, через Улаганский перевал (примерно в 26 км от Акташа). Общее расстояние около 100 км (2-2,5 часа пути).

Отправляясь в путь, стоит учесть, что часть дороги имеет грунтовое покрытие, ее качество не везде хорошее, стоит очень критично отнестись к качеству и состоянию своего автомобиля, особенно если вы планируете не просто доехать до смотровой площадки, но и спуститься вниз.

Перевал сам по себе способен впечатлить путешественника: крутой серпантин, проложенный по каньонному склону, устремленному в долину порожистого Чулышмана. Со смотровой площадки, расположенной перед самым спуском, открывается панорама извилистой реки, сжатой тисками скал, можно увидеть один из ближайших водопадов (Кату-Ярык, находится на реке Правая Карасу).

katuiaryk 04

По пути к перевалу со стороны Чуйского тракта вы встретите:

Красные ворота – примерно 8 км от Акташа, узкий проезд в большой скале, созданный людьми при строительстве дороги, высота скал около 50 метров, они образованы из остывшей вулканической лавы, в состав входит ртутная руда (киноварь), придающая им красный оттенок.

Озеро Чейбеккёль (Мертвое озеро), примерно 3 км от Красных ворот, удивительно прозрачное озеро, берега которого выглядят достаточно сурово из-за скальных выходов, мертвым его называют из-за полного отсутствия флоры и фауны (предполагали, что виной тому ртутные соединения, присутствующие в воде, но оказалось, что озеро просто полностью изолировано и питается только за счет подземных родников).

Озеро Киделю – примерно в 26 км от Акташа, находится на Улаганском перевале (2080 метров над уровнем моря), с алтайского Киделю-Кёль – «озеро с пастбищем» (вблизи него действительно есть шикарная плоская площадка, удобная для выпаса скота), замечено, что озеро меняет свой цвет в зависимости от освещения, но именно здесь вне зависимости от погоды получаются самые красивые по пути фотографии.

Пазырыкские курганы – примерно в 4 км от села Балыкча, место обнаружения курганных захоронений в урочище Пазырык принесло Горному Алтаю всемирную известность, 5 курганных холмов диаметром от 27 до 41 метров хранили в себе артефакты V-IV веков до нашей эры, основные находки хранятся в Эрмитаже.

katuiaryk 04

Спустившись вниз, по пути к южному берегу Телецкого озера можно посетить:

Урочище Ак-Курум (Каменные грибы) – скопление мегалитических скал-останцев, «сползающих» по крутому осыпному склону в долину Чулышмана.

Водопад Куркуре – небольшой, но очень яркий водопад в устье реки Куркуре (впадает в Чулышман), общая высота падения 30 метров (участок прямого падения 15 метров).

Водопад Учар (Чульчинский) – самый крупный каскадный водосток Алтая с общей протяженностью 260 метров, находится на реке Чульча, вдоль нее от места впадения в Чулышман проходит довольно сложная пешеходная тропа (для выхода на тропу нужно переправиться на другой берег).

Телецкое озеро – крупнейшее озеро Алтая (протяженность с севера на юг 78 км), большое количество впадающих рек (а вытекает из него только одна, Бия, на севере, в районе сел Артыбаш и Иогач) вблизи устья или в самом устье имеют водопады (крупнейший – водопад Корбу высотой около 40 метров).