В 1929 году возле села Балыктуюль Улуганского района Горного Алтая группа археологов наткнулась на усыпальницу пазырыкской племенной знати. Богатую находку из 5 курганов отнесли к культуре железного века. Найденные здесь бесценные экспонаты скифских времен передали в Санкт-Петербургский Эрмитаж, музеи Новосибирска, Горно-Алтайска и Бийска.

Музей в Горно-Алтайске

В селе Балыктуюль построили музей, двери которого открыты для туристов, жаждущих узнать больше о пазырыкской культуре и мистических событиях, неоднократно происходивших в этой местности. И, хотя, коренные алтайцы негативно относятся к раскопкам и исследования ученых и археологов, считают, что такая деятельность тревожит духов предков, двери музея открыты для туристов, как и подход к курганам. Посетить их может каждый.

Пазырыкские курганы на Алтае

Раскопки Пазырыкских курганов начались в 1929 году и продолжались 20 лет. В них участвовали экспедиции Этнографического отдела Русского музея и ученые-археологи Санкт-Петербургского Эрмитажа.

В ходе раскопок выявилось, что захоронения неоднократно подвергались разграблениям в древности. Однако образовавшийся тысячи лет назад мерзлотный слой сохранил под собой бесценные предметы быта пазырцев. За богатство найденных объектов курганы назвали «царскими». Курганы имеют гигантские размеры. Насыпи доходят до 47 метров в диаметре и почти до 4 метров в высоту. Находки Пазырыкских курганов напоминают предметы, найденные у плато Укок. Отсюда до погребения «укокской принцессы» 150 км. Однако ученые полагают, некоторые предметы принадлежат руке одного древнего мастера.

Есть данные, что о существовании курганов в России узнали задолго до начала раскопок, предметы, извлеченные из пазырыкских курганов, вошли даже в сибирскую коллекцию Петра I. Уже в 18 веке сюда наведывались бугровщики, сегодня их назвали бы «черными копателями», это люди, которые целенаправленно искали археологические памятники ради трофеев, представляющих культурную ценность. Именно через проделанные ими отверстия в захоронения, которые представляли собой вкопанный в землю сруб с открытым помещением внутри, попадала вода, в силу особенностей климата она застыла, все артефакты вмерзли в лед, благодаря чему сохранились.

Пазырыкские курганы

Так это или нет, мы можем только гадать. Одно остается бесспорным, именно «ледяные камеры», в которые превратились курганы сохранили до наших дней вещи и предметы, изготовленные из органических материалов. В Пазырыке не было огромного количества золота и драгоценных камней, но здесь обнаружили самый древний в мире ковер (узелковый ворсовый ковер мидийской, персидской или тарфянской работы датируют 5 веком до нашей эры), сохранилась одежда на погребенных, со следами починки и даже заплатками, сохранились сшитые из шкурок животных шубы. Именно это наследие словно заснувшей на века жизни выделяет пазырыкские находки из всех археологических сокровищ мира.

Местные жители рассказывают истории о странном поведении в этой местности животных – преимущественно лошадей, и техник. Якобы на пути всегда возникают невидимые преграды, которые не сразу дают продолжить путь. Некоторым путникам откуда ни возьмись встречается высокая женщина, хранительница очага. Другие видят здесь рыжеволосую красавицу, плавно парящую над курганами, слышат рыдания, мольбы и крики-обвинения в разграблении курганов.

Пазырык

В переводе с тувинского наречия «пазырык» означает «курган», т.е. мы имеем дело с редким случаем, когда не курганы получили название от местности, а местность от них - урочище Пазырык.

В северной части урочища расположены две пары курганов, еще один, обособленный, расположен в южной части.

В Четвертом, «обособленном» кургане построены погребальные камеры со сложным устройством. Вглубь камеры уходят на 5 метров, высота над землей – 1,5 метра. Здесь найден саркофаг из цельного дерева и захоронения лошадей с деталями повозок и богатыми конскими сбруями.

В Пятом кургане найдены мумии мужчины, украшенного татуировками с символьным значением, и женщины, с высокой прической-париком, предметы меховой и хлопковой одежды, посуда, шкуры животных, уникальный ворсовый ковёр. Предположительно тела принадлежали вождю племени и его супруге или наложнице.

Пазырыкские курганы

Пазырыкская культура

Пазырыкские курганы – самые многочисленные по количеству найденных предметов пазырской культуры. Именно они дали название культуре, носителями которой были народы, проживающие на смежной территории России, Монголии и Казахстана в VI—III вв. до н. э.

Есть две основные версии о том, как люди той временной эпохи пришли в эти земли и, соответственно, от каких групп народов произошли. Часть ученых склонна считать, что пазырыкцы – родственники индоевропейцев, пришедшие сюда из высокогорных районов Казахстана. Другие утверждают, что переселение проходило с территории Сибири, а значит предки их относились к самодийской группе народов. Далее, уже пазырыкцы стали прародителями целой плеяды коренных народов - алтайцев, телеутов, шорцев и сибирских татар.

Многие факты говорят нам о сложности и высочайшем уровне развития пазырыкской культуры. Например, тела погребенных в курганах были мумифицированы, обработаны определенным образом с целью сохранения, это требовало не только высокой степени организации религиозной мысли, но и элементарных научных знаний. Примечательно также, проанализировав содержание желудков мумий, пришли к выводу, что все захоронения были сделаны в период с весны по осень, эту традицию переняли алтайцы, проведение погребальных обрядов зимой было невозможно, тело умершего сохраняли до весны, завернув в шкуру животного и поместив в расщелину скалы или подвесив на дерево, для защиты от диких зверей.

Есть предположение, что столь высокую степень развития, о которой говорят художественное исполнение, качество и точность изготовления, и наконец, разнообразие предметов культа и быта, пазырыкская культура получила благодаря разнообразию этнических и культурных групп внутри популяции, проживающей на одной территории. Первоначально, обнаружив антропологические различия найденных в захоронениях мумифицированных людей (среди мужчин и женщина во 2 и 5 курганах были представители и европеоидов, и монголоидов) ученые предположили, что среди знати (а все курганы были созданы для представителей именно высших сословий) было принято брать в жены «чужестранку». Позже, по мере продвижения исследований, стали склоняться к тому, что этническое разнообразие носило повсеместный характер. Это прослеживается, в том числе из портретных изображений на изделиях из дерева и войлока, оставленных самими пазырыкцами.

Пазырыкские курганы

Пазырыкцы

Основным занятием людей пазырыкской культуры было кочевое скотоводство. При этом разводили они не только лошадей, но также овец и крупный рогатый скот. Немаловажную роль играли ремесла и промыслы – грубая обработка металла, резьба и изготовление предметов из рога, кости, дерева, выделка кожи, ткачество, гончарное производство.

Небольшие общины пазырыкцев объединялись в роды, далее – в племена и их союзы.

Находки, извлеченные из курганов, говорят о налаженных связях пазырыкцев не только с Китаем, но и с Персами. Украшения в виде ракушек и кориандр, найденные в Алтайских горах, были широко распространены в те периоды в Персидском заливе.

Примечательно, но к закату пазырыкской эпохи, по мнению ученых, привели их специфические пищевые привычки, а именно употребляемая в пищу свежая рыба. Паразиты, которые в ней содержались, накапливались в организме, передавались от матери к детям, ослабляя с течением времени здоровье популяции в целом. Уже в 3 веке до нашей эры населяемые ими земли были захвачены хуннами (древний кочевой народ).