Триумфальные арки есть практически во всех крупных городах Европы, самая известная, конечно, в Париже, романтизированная одноименным романом Ремарка. Однако истинное их предназначение с романтикой вовсе не связано.

Все знают, что триумфальные арки впервые появились во времена римлян и создавались они в честь значимых военных побед и событий. Сквозь арки, каждая из которых, без сомнений, становилась архитектурным шедевром современности, проходили возвращающиеся с войны войска. Казалось бы, к чему возводить столь грандиозное сооружение, которое будет использоваться столь непродолжительное время? Ответ прост. Дело в индульгенции, отпущении грехов. Солдаты, которые во время войны увидели немало ужасов и вынужденные, во имя Отечества или во имя сохранения собственной жизни, следовать поговорке «На войне все средства хороши», должны были получить религиозную поддержку и подтверждение отпущения «военных грехов».

Триумфальная арка в Санкт-Петербурге

Пройти всем войском через действующую церковь немыслимо, численность его могла превышать многие тысячи человек. Именно для этих целей, как разновидность религиозного строения, была задумана триумфальная арка. Ее располагали на входе в город, как смысловую границу между той, военной, и прежней, мирной жизнью, рядом с ней войска встречали священнослужители.

Конечно, Санкт-Петербург, столица Российской Империи, не мог не обзавестись собственной Триумфальной аркой. Это произошло в первой половине 19 века и было связано с победой в Великой Отечественной Войне 1812 года.

Триумфальная арка в Санкт-Петербурге

Нарвские ворота в Санкт-Петербурге: история

Победоносные русские войска должны были вернуться из Европы в 1814 году. Первоначально планировался сухопутный путь и установка Триумфальных ворот в городе Нарва. Однако на деле наши воины возвращались на Родину по морю, через Крондштадт. Дальше через Ораниенбаум, по Петергофской дороге, следовали в столицу.

Архитектору Джакомо Кварнеги был дан всего один месяц на то, чтобы подобрать место и построить Триумфальные ворота к встрече победителей. Граница города в то время проходила по Обводному каналу и местом для их установки была выбрана Нарвская застава. Деревянная арка, украшенная богиней Победы, управляющей колесницей из шести коней и алебастровыми скульптурами римских воинов, встречала солдат четырежды: 30 июля, 8 сентября, 18 и 25 октября 1814 года. Рядом с аркой были установлены трибуны для горожан.

Триумфальная арка в Санкт-Петербурге

Дерево и алебастр — не самые долговечные строительные материалы, арка довольно быстро начала ветшать. О необходимости реконструкции к императору Николаю I обратился градоначальник Санкт-Петербурга, Михаил Милорадович. Было решено сделать новую, более долговечную конструкцию и перенести ее на берег реки Таракановки, где был каменный мост, через который проезжали все прибывающие с европейской территории страны. Руководить проектом было поручено архитектору Василию Стасову, который к тому времени уже зарекомендовал себя, создав Триумфальные ворота в Москве.

Нарвские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге

Нарвские триумфальные ворота в их современном виде и на нынешнем месте были торжественно открыты 17 августа 1834 года (первый камень был заложен в день 15-летней годовщины Бородинского сражения, 26 августа 1827 года). На открытии присутствовала императорская семья, высокопоставленные чиновники и городская знать, а также обычные горожане.

Триумфальная арка в Санкт-Петербурге

Сохраняя заложенные Джакомо Кварнеги общие замыслы, новый архитектор внес значительные изменения, в первую очередь в конструкцию. Технология, по которой были построены ворота, использовалась впервые и вряд ли когда-то повторялась. Основная конструкция была сделана из кирпича, поверх которого укладывались листы из меди толщиной 5 мм. Такими же листами были покрыты все статуи. По одной из версий Стасову нравился благородный медный отлив, по другой медь планировали покрыть сусальным золотом. Высота памятника составляет 30 метров, ширина 28 метров, аттик опирается на 12 колонн.

Под руководством Василия Стасова трудилась целая группа скульпторов. Статую богини Ники создал Степан Пименов, его же авторству совместно с Василием Демут-Малиновским принадлежат статуи древнерусских богатырей в нишах арки (они заменили римских воинов). Статуи лошадей в упряжке создал Петр Клодт, женские фигуры и барельефы - Иван Леппе.

Надписи на стенах Триумфальной арки содержат данные о периоде строительства и слова признательности («Победоносной Российской императорской Гвардии Признательное Отечество»). Увековечены также названия гвардейских полков, принимавших участие в битвах, а также места проведения самых знаковых сражений.

Триумфальная арка в Санкт-Петербурге

Уникальность конструкции, к сожалению, стала причиной новой головной боли городской администрации. Влажный питерский климат достаточно быстро запустил процесс коррозии меди. Уже через 43 года были начаты первые восстановительные работы. Медные листы заменили железными, но они «съедались ржавчиной» еще быстрее. Понимали ли авторы, что влажный климат Санкт-Петербурга окажется столь губительным для медных деталей не известно. Так или иначе Нарвская триумфальная арка, пожалуй, единственная в мире имеет ярко зеленый цвет.

Внутри триумфальных ворот, над аркой, было предусмотрено помещение, возможно в нем сразу планировалось размещение музея воинской славы, он здесь появится, но гораздо позже. Сначала там базировалась караульная служба, а во второй половине 19 века размещался архив городской думы (его малая часть), он погиб в огне во время февральской революции 1917 года, вороты были подожжены.

Триумфальная арка в Санкт-Петербурге

Новый этап реставрации продолжался с 1924 по 1932 годы, в этот период была окончательно спланирована и расширена площадь перед воротами (архитектор Лев Ильин). К тому времени уже была частично засыпана река Таракановка (по ее старому руслу от Фонтанки до Обводного канала проходит современная улица Циалковского), в наши дни небольшой «кусочек» реки протекает у Екатерининского парка.

Триумфальная арка получила многочисленные разрушения во время Великой Отечественной Войны, но именно отсюда мужчины и женщины уходили на фронт и именно через нее прошли Советские войска, освободившие город от блокады в 1944 году.

Масштабная реставрация проводилась с 1949 по 1951 годы (архитектор Ирина Бенуа, скульптор Александр Громов). Были изготовлены уничтоженные детали из меди и орнаменты, восстановлено внешнее покрытие (листы), заменены ступени, полностью восстановлен аттик и ордер, заменили покрытие кровли и лестницы из чугуна. Также были восстановлены надписи (их закрасили в 1932 году). Главное, что не могли не заметить горожане, арка вновь приобрела свой цвет благодаря покрытию под «патину».

Триумфальная арка в Санкт-Петербурге

Далее работы по восстановлению и поддержанию памятника военной славы проводились в конце 70-х годов 20 века (в основном на площади, были проведены новые подземные коммуникации, сделан подземный переход, выложена камнем и облагорожена площадка перед воротами) и к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга, в 2002-2003 годах (на этот раз «лоск» был наведен на самих воротах).

Внутренние помещения триумфальных ворот сегодня — это три этажа и подвал, на верхнем этаже, куда ведет винтовая лестница, разместился музей «Нарвские триумфальные ворота» (филиал Музея городской скульптуры). Здесь можно познакомиться с военными атрибутами времен Отечественной войны 1812 года.

Адрес музея: Санкт-Петербург, площадь Стачек, 1.

Режим работы (кассы прекращают работу за 1 час до закрытия):

Пн, Вт: выходные дни

Ср: 14.00-20.00

Чт, Пт, Сб, Вс: 11.00-17.00

Стоимость билетов (2022 год): 150 рублей (взрослый), 50 рублей (школьники).

Триумфальная арка в Санкт-Петербурге

Триумфальная арка в Питере

Жители Санкт-Петербурга влюблены в свой город настолько, что бережно хранят не только факты, но и городские мифы, порой они настолько перемешиваются, что сложно понять, где быль, а где вымысел. Вот несколько таких сведений о Нарвских триумфальных воротах.

Говорят, что все скульптуры на воротах времен Стасова были одобрены лично императором Николаем I. Ему настолько понравились лошади в исполнении Петра Клодта, что именно ему поручались подобные скульптуры в дальнейшем (в Санкт-Петербурге далеко не один «конь Клодта», самые известные из них украшают Аничков мост). Надо заметить, что Клодт с детства был увлечен этими животными, есть масса его рисунков и даже поделки, вырезанные из дерева.

Триумфальная арка в Санкт-Петербурге

Стоимость строительства 1827-1834 годов превысила 1 миллион рублей.

Т.к. триумфальные ворота переносились, среди горожан бытует выражение «Плюс-минус Нарвские ворота», так говорят о чем-то приблизительном.

Об открытии Нарвских ворот в 1834 году горожане помнили очень долго, это был грандиозный праздник, во время которого почетным маршем под аркой прошли представители всех увековеченных в ее надписях гвардейских полков.

Ровно в полночь одна из статуй на воротах оживает и машет руками запоздалым путникам. Так говорят, есть возможность проверить!